Арт-терапия - это метод лечения посредством художественного творчества и считается на сегодня одним из наиболее мягких, но эффективных методов гармонизации и лечения, используемых психологами и психотерапевтами. Трудно назвать ещё какое-либо направление в современной психотерапии, которое имело столь же большие возможности не только для "исцеления" отдельных лиц и групп, но и для "социального врачевания".
Методика арт-терапии - творческого самовыражения, самопознания и самоисцеления выросла из психоаналитических идей Зигмунда Фрейда, психодрамы Морено и работ американского педагога Наумбурга. А также аналитической психологии Карла Густава Юнга,
из представлений о структуре бессознательного, о символическом характере его функционирования. Юнг, считавший воображение и творчество главными движущими силами, предлагал своим пациентам выражать свои мечты и фантазии в рисунках, рассматривая их как одно из средств изучения бессознательного. Однако терапия рисованием и занятиями живописью, как отдельная ветвь психотерапии, в полной мере начала развиваться только с 40-х гг. прошлого века. Термин арт-терапия ввел в употребление Адриан Хилл в 1938г.
Как ни парадоксально, но современная научная арт-терапия, ближе всего стоит, к первобытному, "примитивному", доисторическому искусству. Изобразительное творчество, согласно Фрейду, имеет много общего с фантазиями и сновидениями, так как, подобно им, выполняет компенсирующую роль и снимает психическое напряжение, возникающее при фрустрации. Арт-терапия не имеет ограничений и противопоказаний, всегда ресурсная и используется практически во всех направлениях психотерапии, в педагогике, в социальной работе и бизнесе.
Одним из важных преимуществ арт-терапии в том, что искусство позволяет в скрытой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти ее разрешение благодаря тому, что творчество – является одной из трансформирующих сил для преодоления страха, тревоги, возникших в связи с внутренним конфликтом.
Арт-терапия использует "язык" визуальной и пластической экспрессии. Это делает её незаменимым инструментом для исследования и гармонизации тех сторон внутреннего мира человека, для выражения которых слова мало пригодны.
Интерес к арт-терапии может быть связан с тем, что она в эру "аппаратурной медицины" и фармакологии апеллирует к внутренним, самоисцеляющим ресурсам человека, тесно связанным с его творческими возможностями Рисунки нередко используются для психологического анализа, необходимого для постановки диагноза, оценки психических процессов и других целей. Важным понятием арт-терапии является сублимация - выражение бессознательных инстинктов и влечений (порой деструктивных) с помощью трансформации их в творения искусства. Искусство может одновременно "направить в другое русло" и выразить также чувства злости, боли, тревоги, страха.
Вообще же, арт-терапия годится для многих, вплоть до инфекционных и онкологических, болезней, ибо это - один из немногих методов, которые действительно лечат не болезнь, а больного (говорят, это завещал сам Гиппократ).
Сам процесс арт-терапии приносит удовольствие, обучает клиентов выражать свои переживания как можно более спонтанно и произвольно. Поэтому арт-терапия с успехом используется при работе с детьми, взрослыми, в индивидуальной и семейной терапии. При решении широкого спектра межличностных и внутриличностных проблем, а также вопросов, касающихся физического здоровья. Таким образом, арт-терапия позволяет каждому участнику оставаться самим собой, не испытывать неловкости, стыда, обиды от сравнения с более успешными, на его взгляд, людьми, продвигаться в развитии сообразно своей природе. Арт-терапия считается идеальным способом психологической коррекции для тех, кто стесняется открыться, сказать правду в обычном разговоре (для интровертов) и для детей, которые наиболее восприимчивы к творчеству.
Механизм психологического коррекционного воздействия арт-терапии состоит в том, что искусство позволяет в особой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти ее разрешение через переструктурирование этой ситуации с помощью творческих способностей клиента. Приемы арт-терапии опираются на идею о том, что любой человек, как подготовленный, так и неподготовленный, способен преобразовывать свои внутренние конфликты в визуальные формы.
Важно, что для занятий арт-терапией не требуется специальной подготовки, не требуется создание шедевра на заказ. Это лечебное творчество, направленное на себя и свой внутренний мир. Оно не терпит суеты, поэтому, приступая к терапии, запаситесь временем, и пусть вас не беспокоят. Просто берете материал, наиболее близкий сердцу, и творите из него то, что в данный момент вам хочется, чего ваша душа желает, то, что идет изнутри, не задумываясь о цели. Руки сами возьмут нужный материал, нужный цвет, форму. Вы отдыхаете и наблюдаете за процессом отстраненно. И душа обязательно заговорит - не словами, а образами. Вы сами почувствуете, как освобождаетесь от накопившегося негатива, как становится легче дышать и думать. Арт-терапия помогает познать себя через ваши творения. Рисунок в арт-терапии - особый вид коммуникации, уникальный способ избежать внутренней цензуры: сообщение о себе того, на что не отважился бы словом.
Форма, цвет, размер и многие другие характеристики продуктов творчества могут раскрыть истинные, глубинные желания, страхи, надежды, истинное отношение к внешнему миру.
:
Сидя за столом, возьмите фломастеры и чистый лист бумаги. Закройте на несколько минут глаза и прислушайтесь к себе. Постарайтесь в это время не концентрироваться на проблеме, отпустите ее. Затем начните раскрашивать контурные черно-белые рисунки Александра Тюрина (рис. 1), обладающие свойствами исцеления.
Рис.1 «ДВОЕ В ПОЛЕ»
Книга А. Тюрина «Живые раскраски», уже несколько лет с успехом используются для психологической коррекции и общего физического оздоровления школьников младшего и среднего возраста. Существует и медицинское заключение, что использование гармонических рисунков из книги «Живые раскраски» для проведения лечебных занятий по восстановлению зрения детей школьного возраста, а также взрослых показали, - зрение улучшается как минимум в 2-3 раза и улучшается общее состояние здоровья детей. Ведь здоровье - это гармония, это когда все центры и каналы равномерно работают.
Осознанная арт-терапия
Мысль – это энергия. Если в процессе работы над рисунком, будут использованы законы, которые упорядочивают внутреннее пространство рисунка, то они направляют и поднимают поток энергии. Получается подобие линзы и тогда мысли можно осязать. Если рисунок обладает такими параметрами, он становится энергоинформационным. Какие законы использованы при разработке и построении рисунка? Это законы Вселенной, закон ритма, равновесия, пространственной частоты и цвета. Работу над рисунком можно сравнить с разработкой и изготовлением летательного аппарата, даже термины похожи. А Тюрин считает, что особенностью энергоинформационных рисунков является способность упорядочивать движение энергии в организме. Если применить знания о строении энергетических тел человека, то при помощи формы и цвета рисунка можно как бы перебрасывать энергию с одного уровня на другой. Это позволяет завести механизм саморегуляции и равномерно распределить энергию по всему организму.
Болезни появляются тогда, когда нарушен принцип гармонии. На отдельных органах скапливается избыточное количество энергии, а на других ее не хватает. По мере того, как продвигалась работа, у испытуемых появилась успокоенность, и болезнь словно растворилась. А дело в том, что, находясь в зоне действия рисунка, они запускали тот самый механизм саморегуляции. Процесс работы над рисунком приводил к тому, что излишняя энергия переходила на рисунок. Все это говорило о том, что при помощи осознанной арт-терапии можно привести энергетическое состояние человека в норму и добиться гармонии.
Наши предки знали, как наполнить рисунок энергией, как соединить его незримыми каналами с живительными стихиями земли, воды, воздуха и огня. Это происходило через форму, цвет и орнамент. При этом важным фактором было движение энергии по контуру. Именно поэтому на древних вышивках вы не найдете узелков, которые останавливают поток энергии. Беда некоторых исследователей старины состоит в том, что фольклор зачастую воспринимается ими как художественный вымысел, как сказки, не имеющие отношения к реальным событиям.
Перед тем как раскрашивать, необходимо запомнить, какие испытывают ощущения участники эксперимента, если держат руку над рисунком. По концентрации ощущений, высоты тепла или холода, исходящих от уже раскрашенного ими рисунка, можно понять, какие проблемы у человека. Таким образом, рисунок помогает механизму саморегуляции человека справиться с возникшим внутри человека дисбалансом. Этим самым человек решает главную задачу – понять и изменить себя.
Каждое рукоделие несет частичку души того человека, который ее сотворил. Душа картины состоит из энергии самого автора в момент творения. Это легко проверить, нужно только повторить тест. Сама картина несет в себе то состояние, которое испытывал человек во время раскрашивания. После этого многие просто убирали под подушки эти раскрашенные кусочки ткани и чувствовали, что они действуют. Те же, кто занимался на курсах, стали более осознанно относиться к происходящему, поскольку поняли, что могут влиять на процесс выздоровления. При таком подходе излишняя энергия не разрушает организм, а собирается при помощи энергоинформационного рисунка в пучок и становится мощным талисманом
Главное - не надо задумываться над тем, что рисуете. Когда вы втянетесь в процесс раскрашивания, вернитесь к проблеме, сконцентрируйтесь на ней. Теперь, старайтесь полностью погрузиться в свои переживания, выбирать цвет и проводить линии так, как вам диктуют ваши эмоции. Творите до тех пор, пока на бумаге не кончится свободное место. Возьмите еще лист. Потом еще один. Рисуйте, пока не почувствуете, что вы опустошены, но равновесие понемногу восстанавливается. Остановитесь, когда надоест
Чтобы подтвердить (или опровергнуть) эффективность воздействия осознанной арт-терапии, мы решили провести эксперимент с разукрашиванием различных рисунков художника А. Тюрина.
Участники эксперимента:
Валентина, женщина предпенсионного возраста, перенесшая инсульт и потерявшая родную мать
Дима, школьник пятого класса – проблемы с отчимом в семье.
Контрольная группа для сравнения:
Люда
Тоня
Ваня
Эталон – раскрашено художником.
Всем участникам выдавали рисунки художника А. Тюрина, для раскрашивания цветными фломастерами или карандашами, когда у них появится свободное время и желание. Раскрашенные рисунки каждого участника исследовались на предмет определения качественной и количественной характеристики энергоинформационного поля, и психоэнергетическое состояние испытуемых.
Анализ качественной и количественной характеристики энергоинформационного поля первых рисунков «ДВОЕ В ПОЛЕ» дали представление об изначальном психоэнергетическое состояние пациентов, рис 2.
Рис.2 «ДВОЕ В ПОЛЕ»
Как и следовало ожидать, судя по графику, состояние пациентов Вали и Димы желает быть лучше и требует психоэнергетической реабилитации. Психоэнергетическое состояние участников контрольной группы, Тони и Люды – в норме.
Раскрашенные рисунки «КОЗЕРОГ 2» (рис.3) были получены от участников эксперимента через несколько дней и проанализированы.
Рис. 3. «КОЗЕРОГ 2»
Как видно из рисунка, после непродолжительной психоэнергетической реабилитации, состояние пациентов Вали и Димы улучшилось незначительно.
Исследование раскрашенных рисунков «ДЕВОЧКА В ПЛАТОЧКЕ» (рис.4) показало
Рис. 4 «ДЕВОЧКА В ПЛАТОЧКЕ»
незначительное улучшение психоэнергетического состояния пациентов Вали и Димы
Последующее исследование раскрашенных рисунков «ВОИН НА КОНЕ» (рис 5) показало,
Рис .5 «ВОИН НА КОНЕ»
что психоэнергетическое состояние пациентов улучшилось. Димы значительно, так как молодой растущий организм быстрее восстанавливается и реагирует на реабилитацию. А Вали реабилитация проходит в меньшей степени. У Вали еще остается участок негативной энергии в ее графике.
Но уже анализ качественной и количественной характеристики энергоинформационного поля, раскрашенных рисунков «МИШКА В КРОВАТИ» (рис. 6) показал,
Рис. 6. «МИШКА В КРОВАТИ»
что на графике уже нет, отрицательных, аномальных зон. Однако характер самих линий графиков не говорит об абсолютном благополучии психоэнергетического состояния Вали и Димы. Судя по графику, у Димы, вероятно, был небольшой «психологический рецидив» с отчимом или в школе.
Анализ качественной и количественной характеристики энергоинформационного поля рисунка Вали «ВОИН С МЕЧЕМ» (рис. 7), как - бы говорит о благополучии ее психоэнергетического состояния.
Рис 7. «ВОИН С МЕЧЕМ»
Однако характер графика свидетельствует о начальных признаках онкологии. Говорить о благополучии психоэнергетического состояния Вали рановато.
Анализ качественной и количественной характеристики энергоинформационного поля рисунка Вали «ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ» (рис. 8) как - бы свидетельствует о благополучии ее психоэнергетического состояния.
Рис. 8. «ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ»
Однако характер ее графика свидетельствует об очагах воспалительных процессов (характер таких графиков дают процессоры мобильников компьютеров….). Так что, говорить о благополучии психоэнергетического состояния Вали, рановато.
Анализ качественной и количественной характеристики энергоинформационного поля рисунков «МАЛЬЧИК» (рис. 9), свидетельствует, что у Вали был рецидив.
Рис. 9. «МАЛЬЧИК»
Но, судя по графику, процесс реабилитации Вали прогрессирует.
Анализ качественной и количественной характеристики энергоинформационного поля рисунков «УТЕС» (рис. 10), свидетельствует о полной психоэнергетической реабилитации Вали.
Рис. 10. «УТЕС»
Заключительным этапом психоэнергетической реабилитации Вали была раскраска рисунка «ПОДНОС» (рис. 11). Анализ качественный и количественный характеристики энергоинформационного поля рисунка Вали «ПОДНОС» свидетельствует не только о полной психоэнергетической реабилитации Вали, но и ее возросшем энергетическом
Рис. 11. «ПОДНОС»
потенциале. Ее рисунок «ПОДНОС» обладает целебной энергетикой и может структурировать воду, лечить людей.
Через пол года мы решили проверить, насколько качественно прошла реабилитация
психоэнергетического состояния Вали с помощью раскрашивания рисунков Александра Тюрина. Мы предложили Вале раскрасить 5 рисунков (ЦЕРКОВЬ, ВИТЯЗЬ, ДЕВА В КОКОШНИКЕ, ВОДОРОСЛИ, ИРИСЫ), и проанализировали их (рис.12).
Рис. 12. Пять рисунков (ЦЕРКОВЬ, ВИТЯЗЬ, ДЕВА В КОКОШНИКЕ, ВОДОРОСЛИ, ИРИСЫ), раскрашенных Валей.
Как показал анализ качественный и количественный характеристики энергоинформационного поля пяти рисунков Вали (рис. 12), ее гармоничное психоэнергетическое состояние сохранилось. Разукрашенных ею пять картин (рис. 12) можно использовать для гармонизации фруктов и овощей, структурирования воды, лечения больных.
К нам поступило предложение от одной мамы провести диагностику студентки Маши. Маша отличалась вспыльчивостью, противоречивостью, не желание слушать и слышать других. Типичное подростковое упрямство. Мы решили проверить ее психоэнергетическое состояние, дав ей раскрасить рисунок «ОРНАМЕНТ» (рис 13).
Рис. 13. «ОРНАМЕНТ»
Как и следовало ожидать, судя по графику, психоэнергетическое состояние студентки Маши желает лучшего и требует реабилитации. Несмотря на то, что Маша профессиональный художник, она старалась, но себя не обманешь. Ее психоэнергетическое состояние находилось ниже тона «СКУКИ» (смотри http://blogs.mail.ru/mail/vasilyevich05/).
Однако уговорить Машу, пройти реабилитацию психоэнергетического состояния, нам не удалось.
Расшифровка рисунка
По тому, какие краски доминируют в рисунке, можно многое сказать о вашем состоянии.
Синий - вы стремитесь к спокойствию, вам не хватает уединения.
Сине-зеленый - вам необходимо чувство уверенности в себе или просто вы давно не отдыхали.
Оранжево-красный - знак возбуждения нервной системы. Это значит, что вы созрели для каких-то серьезных перемен в жизни. У женщин, например, это может свидетельствовать о желании стать мамой.
Светло-желтый - вы стремитесь к общению и веселью.
Насыщенный желтый - вам не хватает надежды на лучшее и уверенности в завтрашнем дне.
Зеленый - мягкость, гибкость, но вместе с тем может означать тягу к знаниям или желание карьерного роста.
Ярко-алый - активный настрой на победу. У вас есть силы, чтобы преодолеть все преграды и добиться успеха.
Почему это работает?
Любая форма арт-терапии – это всегда работа творческого потенциала человека. На физиологическом уровне эффект арт-терапии объясняется тем, что во время творческой работы у нас активно работает правое полушарие мозга, которое мы в быту практически не используем. Ежедневно работая, решая разнообразные проблемы, общаясь, выясняя отношения мы перегружаем «логическое» левое полушарие, а правое – остается бездейственным. А именно в нем находятся наши чувства, зоны психосоматики (связь психологии и физиологии), наши тревоги, наше восприятие себя и других. Занимаясь творчеством и заставляя эту часть мозга конструктивно трудиться, мы возобновляем свое нормальное, гармоничное развитие, успокаиваемся, учимся заново радоваться и любить.
Большинство наших болезней имеют психосоматическую природу, когда наши эмоции создают в теле блоки и зажимы. Многие наши обиды остаются невысказанными и похороненными внутри. Выплескиваясь и вырисовываясь на бумаге, эмоции и блоки уходят, позволяя телу расслабляться. Постепенно уходят и болезни. Кроме того, когда вы рисуете, раскрашиваете, находитесь на подъеме творческих и душевных эмоций, ваши проблемы начинают решаться сами собой. Основная техника арт-терапевтического воздействия — это техника активного воображения, открывающая пациенту неограниченные возможности для самовыражения и самореализации в продуктах творчества при активном познании своего «Я». Карл Юнг использовал термин «активное воображение» для обозначения такого творческого процесса, в ходе которого человек наблюдает за развитием своей фантазии, не пытаясь сознательно воздействовать на нее. Вызывая определенные образы с помощью активного воображения, закрепляя их в символической форме, пациент имеет возможность успешно продвигаться в решении своих проблем. Поэтому смело выбирайте материал, который вам больше по душе и творите на благо себе и близким!
Арт-терапия хорошо работает с:
· заболеваниями, имеющими психосоматическую основу:
· различными страхами и фобиями;
· внутренними конфликтами – непринятие себя или любой части себя
· неуверенностью, обидчивостью, замкнутостью;
· помогает пережить микротравмы;
· решает супружеские и родительские конфликты;
· незаменима в период становления личности и в кризисе второй половины жизни;
· уменьшает психоэмоциональное напряжение в стрессовых ситуациях;
· способствует быстрому восстановлению сил;
· в бизнесе – повышает эвретичность мышления, необходимого при разработке новых стратегий и тактических моментов;
· способствует поддержанию высокого уровня интеллектуальной и эмоциональной активности;
· благоприятна для быстрого и эффективного восстановления организма;
· в спорте применяется при подготовке к соревнованиям, снятия напряжения, повышения уверенности в себе и своих силах, раскрытия внутренних ресурсов.
Иконы.
Иконы не только предмет древнего искусства, но они имеют дар целительства. Художник, рисуя икону, воссоздает энергоинформационные живые связи:
а) между художником и иконой;
б) между иконой и той личностью духовного мира, которая изображается на иконе.
Эта связь с духовной реальностью устанавливается с помощью системы знаков, изображенных на иконе. В церкви целебное действие икон усиливается посредством ритуальных таинств, богослужения, молитвословий, песнопений и икон. Поэтому икона неотделима от церкви и само нахождение в церкви больного действует целебно на него, одухотворяет его.
Что касается домашней иконы, то дом верующего — это та же церковь, только малая. Поэтому иконы дома тоже излучают целебную энергетику и благотворно воздействуют на больных. На рисунке 14 представлена качественная и количественная характеристика энергоинформационного поля маленькой иконки «ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦА», приобретенной в палатке в «Софрино».
Рис. 14. Иконка «ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦА».
Чудотворные иконы.
Есть чудотворные иконы. Они могут слезоточить, кровоточить, мироточить. Икона может передвигаться в пространстве, исчезать и вновь появляться. В общем, икона может чудо творить Наука пока не может обосновать и осмыслить сущность чудотворной иконы. И не сможет это сделать, пока не выйдет за рамки догматического понимания времени и трехмерного миропонимания. Икона — это живая реальность.
Целебные картины.
Многие художественные картины, написанные духовными людьми или в состоянии озарения, или с любовью и пожеланием добра, излучают целительную энергию, то есть сильное энергетическое поле. Этой энергией они излечивают от болезней, если смотреть на картину, прикоснуться к ней. Становится понятным, почему картины так дорого ценятся. Они несут энергию той высоты, на которую способен устремиться художник. Они являются как бы прививкой к тому времени, которое наступает.
Тестированием полотен великих мастеров установлено, - картины Боттичелли устраняют болевой синдром, а полотна Пикассо помогают при расстройствах головного мозга. Вот только дело в том, что по настоящему работают подлинники и фотографии с них. А репродукции такими характеристиками не обладают. Но даже если у вас есть подлинник картины нужно еще, чтобы энергия автора совпала с энергией владельца картины.
Еще в учении «Живой этики», написано, что «на каждом рукоделии наслаиваются частицы человеческой сущности». Не только состояние здоровья творца остается на вещах, но и духовное устремление навеки неразрывно живет в предмете. При этом важно, чтобы вещи создавались с добрыми помыслами.
Целебные картины советуют прикреплять в углах жилой (спальной) комнаты, где нивелируется имеющаяся обычно эманация негативных биопатогенных энергий. Этим достигается улучшение общего состояния и излечение больного. Кроме того, целебное поле, излучающееся от картины, непосредственно благотворно влияет на больного.
На рисунке 15 представлена качественная и количественная характеристика энергоинформационного поля картин художника любителя Ивлева А.Д., нарисованных им в Крыму в местах «Силы».
Рис. 15. «КРЫМ».
Эти картины обладают целебной силой.
Нарисованные им картины в местах «КРОНА» и «ОНКО» (по берегам рек и болот) имели аномальную энергетику и могли вызвать болезнь при контакте с этими картинами.
Источник: http://www.liveinternet.ru/users/vasilyevich/post149785776/ |