Воздействие цвета на психику человека не вполне изучено, но...
Вполне известно. что цвет воздействует на психику человека. По
результатам психологических исследований около 55% информации мы
получаем посредством зрения — это как мы одеты, как двигаемся,
жестикулируем, какой мимикой обладаем. После того, как мы увидели, мы
начинаем слушать. На аудиальный канал восприятия приходится — 38%
информации. Здесь мы воспринимаем все характеристики голоса — высоту,
тембр, интонации, скорость и т.д. И только 7% уходит на восприятие
содержания.
На что мы обращаем внимание в первую очередь при
визуальном считывании информации? Ответ — на цвет! Цвет — эмоционально
окрашенная единица имиджа. Через цвет мы транслируем свой внутренний
мир, свои ценности, статус, настроение, дружелюбие или закрытость и
многое другое. Психологи и психотерапевты вводят цвет в лечении своих
клиентов и пациентов — это цветотерапия. Маркетологи и рекламщики
используют цвет в разработке логотипов, этикеток, рекламных роликов и
щитов, а также в целом цветового бренда компании. Имиджмейкеры создают
визуальную картинку личности с помощью внедрения цвета в гардероб,
аксессуары и различные имиджевые атрибуты. Психологическая
характеристика цвета
ЧЕРНЫЙ:
Деление на «позитивные» и «негативные» символики цвета условны. Черный
Отрицание цвета как такового. «Это абсолютный
предел, за которым жизнь прекращается. Черный выражает идею небытия,
угасания», — пишет Макс Люшер. «Черный как отрицание символизирует
отречение, полный отказ, он оказывает сильное влияние на любой цвет».
Это негативизм и нигилизм (отрицание авторитетов). Позитивная символика:
сила, власть, тайна, магия, притягательность, торжество, изящество,
сексуальность. Негативная символика: эгоизм, жестокость, печаль,
депрессия, вина, разрушение, гниение, конец, пустота.
БЕЛЫЙ:
Люшер пишет, что белый — это «да», в
противоположность черному «нет». «Белый — нетронутый лист, на котором
должен быть написан рассказ». Белый символизирует перемирие (белый
флаг), стерильную чистоту и невинность. Позитивная символика: чистота,
стерильность, белизна, истинность, законность, справедливость,
строгость, правдивость, открытость, коммуникабельность, единство,
легкость, короткость, невинность, непорочность, изысканность,
утонченность, покой, высокое качество. Негативная символика: чопорность,
скука, отрешенность, разочарование, бесплодность.
СЕРЫЙ:
«Он нейтрален; ни субъективен, ни объективен; ни
внутренний, ни внешний; не символизирует ни напряжение, ни
расслабленность. Это не оккупированная территория, а пограничный район,
нейтральная полоса... Серый, отличительной чертой которого является
невовлеченность, позиция «мне ничего не хочется делать», содержит явный
элемент утаивания», — комментирует серый цвет Люшер. Так становится
понятна идея и образ «серого кардинала». Позитивная символика:
нейтральность, реалистичность, интеллектуальность, здравомыслие,
скромность. Негативная символика: усталость, меланхоличность,
безразличие, тоска, скука, депрессия.
СИНИЙ:
Созерцание синего оказывает успокаивающее воздействие на
центральную нервную систему. Кровяное давление, пульс и частота дыхания
снижаются, в то время как защитные механизмы продолжают восстанавливать
организм. Это релаксация и расслабление. «Потребность в этом цвете
повышается в периоды болезни и истощения. В психологическом плане также
усиливаются чувствительность и ранимость. Таким образом, синий
символизирует связи, которые человек выстраивает вокруг себя,
объединение и чувство принадлежности к группе». Позитивная символика:
верность, глубина чувств, сопереживание, эстетические переживания,
медитативная созерцательность, духовность, идеализм, интеллектуальность,
разум, доверие, спокойствие, чувство удовлетворения, отдых,
интроверсия, консерватизм, традиционность, безопасность, забота о людях,
защита, мужественность. Негативная символика: пассивность,
непреклонность.
КРАСНЫЙ:
«Психологически он выражает себя как волевой акт в работе, как
упорство и настойчивость. Он указывает на постоянство воззрений, также
как и на константность самосознания, и ставит высокую оценку Я во всех
формах самообладания и самоутверждения, ибо самообладание расценивается
как повышение и безопасности, и самоуважения». Позитивная символика:
экологичность, плодородие, рост, обновление, здоровье, свежесть,
расслабленность, спокойствие, процветание, стабильность,
уравновешенность, терпимость, надежда, удача, юность. Негативная
символика: незрелость, жадность, зависть.
ЖЕЛТЫЙ:
Основные черты желтого — яркость, отражательная способность,
лучезарность и необоснованная жизнерадостность. «Желтый выражает
несдержанную экспансивность, расслабленность или разрядку. Высвобождение
от бремени, проблем, беспокойства и ограничений». Позитивная символика:
яркость, лучезарность, расслабленность, дружелюбие, открытость,
общительность, жизнерадостность, счастье, изменение. Негативная
символика: обнадеживающее непостоянство, неопределенность,
бессвязнность.
ФИОЛЕТОВЫЙ:
Смесь красного и синего. «Фиолетовый пытается объединить
импульсивность завоеваний красного и тихую капитуляцию синего...»
Создает этот союз некое мистическое начало, эротизм. Позитивная
символика: духовность, доверие, достоинство, мистицизм, тайна, магия,
фантазия, сюрприз, бессознательное, эротичность, чувственность,
воображение, интуиция, неопределенность, независимость, аристократизм.
Негативная символика: искусственность, драма, помпезность, траур,
смерть. Итак, мы рассмотрели основные цвета (синий, желтый, красный) и
некоторые дополнительные (фиолетовый, зеленый), которые включают
символику основных цветов, объединяя их в нечто новое. Различная
символика одного и того же цвета зависит от оттенка и примесей других
цветов.
Это необходимо учитывать при выборе цвета для
создания желаемого образа, а также реакции человека, на которого
воздействует цвет...
Но это только основные цвета, не говоря уже о полутонах. Так. что, не бойтесь идти по жизни смело, поднимайте себе настроение яркими нарядами... Тот смешон, кто беспредельно жалуется на жизнь и осуждает других...
Источник: http://www.wictoria.ru/post/987/art-terapiya-ili-iscelenie-pod-vozdeistviem-cveta-i-sveta |